Школьный кружок как одна из форм внеурочной работы
Одной из действенных форм внеурочной работы является кружок. Он помогает удовлетворить индивидуальные интересы учащихся, развить их творческие способности, расширить и углубить знания, вовлечь в практическую деятельность, позволяет сочетать постановку и выполнение учащимися групповых и индивидуальных заданий, формировать у них первичные навыки научного исследования.
Успешная деятельность кружка возможна лишь при правильном решении ряда вопросов: какова может быть его численность, создавать его из учащихся одного возраста или разных возрастим; групп, как сочетать работу ребят разных возрастов, как поддерживать постоянный интерес школьников к занятиям.
Практика показывает, что количественный состав кружка может быть различным. Однако желательно, чтобы численность его не превышала 30 человек. Он может объединять и учащихся разного возраста: в этом случае целесообразно сформировать несколько секций.
Опыт показывает, что хорошее начало работы кружка — э еще половина дела. Важно постоянно поддерживать интерес к нему, нацеливать школьников на творческий поиск. Большое значение при этом имеет постановка перед кружком увлекательных перспектив, доступных и понятных каждому.
Можно сформулировать общие принципы работы школьного кружка.
Принцип последовательности обеспечивает единую логику в организации работы, ее плановость, предусматривает усложнение содержания, форм и методов работы с учетом возрастных особенностей младших школьников.
Принцип непрерывности предполагает правильное чередование напряжений и спадов в работе, ее насыщенность в течение не только учебного, но и календарного года.
Принцип научности требует, чтобы учащимся предлагались подлинные, прочно установленные знания.
Принцип прочности предполагает усвоение содержания и развитие познавательных сил ребенка. Прочность усвоения знаний учащимися обусловливается организацией факультативных занятий, использованием различных методов. Память ребенка носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот! или иной материал, тем прочнее он закрепляется.
Принцип доступности основывается на возрастных особенностях младших школьников.
Принцип сознательности обеспечивает сознательное усвоение знаний учащимися, глубокое и самостоятельное осмысление этих знаний.
Принцип наглядности способствует лучшему запоминанию, закреплению, образованию наиболее отчетливых и правильных представлений о предметах и явлениях.
Кроме вышеперечисленных общих принципов на кружковых занятиях, возможно, использовать принципы воспитательного процесса.
Принцип гуманизации требует гуманного отношения к личности ребенка, уважения его прав, доведения до сознания ученика конкретных целей его воспитания.
Принцип личностного подхода. Личностный подход понимается как опора на личностные качества ребенка. Этот принцип требует постоянного изучения особенностей темперамента и характера, взглядов, вкусов, привычек ребенка, диагностики уровня личностных качеств (образа мышления, мотивов, интересов, установок ребенка), постоянного привлечения каждого ребенка к деятельности, развития самостоятельности.
Принцип опоры на положительное. Опираясь на положительные качества ребенка, можно добиться формирования других, заданных целью воспитания качеств.
Для успешной организации кружковых занятий необходимо соблюдать единство всех принципов. Это дает возможность сформировать на их основе важнейшие требования, руководствуясь которыми преподаватель мог бы достичь высоких и прочных результатов в системе кружковых занятий. Результатом же этих занятий должна стать «безболезненная» социализация младших школьников в обществе. Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы: система организации кружка — один из важнейших элементов процесса воспитания школьника. Особенно велика роль занятий по краеведению, где в занимательной форме дети получают большой объем дополнительных знаний.
Занятия должны проводится в системе, так как только в этом случае возможен положительный результат усвоения знаний и развитие интереса. Система организации кружка по краеведению помогает воспитывать в ребенке нравственные качества личности, а также познавательные интересы.
Система организации кружка строится на единстве всех принципов, так как; это дает возможность формировать на их основе важнейшие требования, руководствуясь которыми учитель может достичь высоких и прочных результатов.
Очень важно, чтобы результаты деятельности кружка становились достоянием учащихся всей школы, имели общественно-полезный характер.
План внеурочной деятельности НОО
План внеурочной деятельности ООО
План внеурочной деятельности СОО